18.10.2017
Вездесущий бетон
Новости - Строительные и отделочные материалы

Бетон можно назвать главным строительным материалом современности. Нелегко найти сооружения, где хотя бы при закладке фундамента не используется бетонный раствор или плиты. У нас при возведении загородного жилья этот материал применяется обычно в виде недорогих и удобных в использовании блоков из ячеистого бетона, а c архитектурной точки зрения куда интереснее монолитный железобетон, который позволяет соорудить дома самой необычной формы.

Бетон многолик. Он отнюдь не ограничивается привычным искусственным «камнем» серого цвета на основе цемента. Энциклопедия дает определение бетона как строительного материала, искусственного камня, получаемого в результате затвердевания смеси вяжущего вещества (цемента или других), заполнителей (мелких — песка, и крупных — щебня и гравия), воды и специальных добавок. Само слово «бетон» (béton) французского происхождения. Хотя история этого материала насчитывает более 6000 лет, полагают, что он был изобретен в Междуречье и широко использовался в Древнем Риме. После падения Римской империи рецепт изготовления бетона был утрачен более чем на тысячу лет. Современный материал на основе цемента известен с 1844 года.

Бетон универсальный

Наиболее распространенный вяжущий материал для его изготовления — это цемент, но используются и другие, поэтому бывает силикатный, гипсовый, шлакощелочной бетон, асфальтобетон, пластобетон и полимербетон. Но это не единственный вариант классификации: бетоны подразделяют на обычные — для постройки зданий, и специальные — гидротехнические, дорожные, теплоизоляционные, декоративные, а также бетоны специального назначения (химически стойкие, жаростойкие, звукопоглощающие, для защиты от ядерных излучений). Сложно найти более универсальный строительный материал. В зависимости от того, какие требования предъявляются к материалу, зависит и его состав. Различают бетоны и по весу, который, главным образом, определяется наполнителем: особо тяжелый, тяжелый (гравийный, щебеночный), легкий (керамзитобетон, пенобетон, газобетон) и особо легкий. Класс бетона определяется прочностью на сжатие.

Наибольшее распространение получили различные виды армированного бетона и легкие блоки из ячеистых бетонов. Армированный бетон, он же железобетон, прочнее других благодаря «скелету» из металлических конструкций, который способствует распределению нагрузки. Ячеистые бетоны в первую очередь используются как строительный материал для недорогих домов и сооружения перегородок в зданиях.

Нередко в бетонный раствор добавляют разнообразные волокна или фибры металла или полимера, которые также выполняют функции армирующего компонента. Фибробетон особенно прочен и устойчив к трещинам и деформации. Для больших сооружений применяется предварительно напряженный бетон — внутри конструкции используются натянутые металлические тросы, снимающие лишнее напряжение. Именно из такого бетона строятся телебашни, мосты и небоскребы, вплоть до самого высокого на сегодня здания планеты — небоскреба Бурж Дубай, который строится в ОАЭ. Точная высота его держится в секрете, но ожидается, что она превысит 800 метров.

Главная ценность армированного бетона с точки зрения архитектуры в том, что из него можно возвести сооружения любой формы — разумеется, при условии, что их в принципе можно построить. Благодаря компьютерным технологиям стал возможен расчет самых изощренных конструкций, поэтому нередки постройки, которые выглядят почти так же невероятно, как и архитектурные абстракции Мориса Эшера. Легкие ячеистые бетоны с наполнителем в виде пузырьков газа или гранул пенопласта в первую очередь используются как строительный материал для недорогих домов и перегородок в зданиях. Они доступны по цене, отличаются небольшим весом (поэтому не требуется серьезного подъемного оборудования и глубоко залегающего фундамента) и просты в обработке (их легко пилить, делать в них пазы и т. д.).

Интересных зданий и сооружений из бетона по всему миру построены многие тысячи (до нас дошли даже постройки времен Древнего Рима). Это небоскребы, многоэтажки, театры, музеи, мосты, телебашни и, конечно, особняки. Их вовсе не мало, в том числе и в нашей стране. Правда, владельцы обычно не любят публичности, а потому в качестве примеров бетонного жилого зодчества проще привести выдающиеся зарубежные постройки. Монолитный бетон для строительства жилых зданий в пригороде куда менее распространенный материал, чем кирпич, дерево или каркасные конструкции. Это понятно: он недешев и использование его при возведении загородных домов неоправданно, за исключением уникальных проектов. С другой стороны, именно бетонные жилые особняки чаще других попадают в анналы мировой архитектуры. Что неудивительно — железобетон разнообразен. Из кирпича и дерева тоже строят изысканные биоморфные здания, но, как правило, с использованием бетона. Металл тоже дает массу возможностей для реализации полета фантазии, впрочем, именно из него сооружают «скелет» бетонных зданий.

Поверхность бетона принято считать некрасивой и облицовывать камнем, плиткой или маскировать штукатуркой. Но за счет рисунка опалубки, цвета наполнителей или пигментов бетону можно придать очень интересный облик. Еще один пример — искусственный камень, поверхность которого после обработки различными веществами приобретает индивидуальный рисунок — абстрактный, имитирующий природные камни, кирпичную кладку.

Шедевры бетонной архитектуры

Вилла Савой, построенная в парижском предместье Пуасси в 1929 году знаменитым Ле Корбюзье, стала первым и, наверное, самым ярким воплощением его идей, связанных с частным жилым домом. Ее облик создан на «пяти центрах» — принципах, которые легли в основу подхода мастера к строительству жилых зданий. Особняк стоит на несущих опорах, которые как бы приподнимают его над поверхностью земли, что препятствует проникновению сырости в дом и дает возможность развиваться под ним растениям, насколько позволяет освещение. Плоская эксплуатируемая крыша-терраса «возвращает» территорию, занятую на участке постройкой. Наверное, кровля виллы Савой была одним из первых пентхаусов и, совершенно точно, прообразом будущей роскошной недвижимости. Свободная планировка стала возможной благодаря отсутствию внутренних несущих стен, функцию которых выполняют опоры. Перегородки сделаны там, где нужно архитектору, без привязки к другим уровням здания — стены ведь не несущие. Фасад здания тоже не зависит от несущих стен и представляет собой относительно тонкую оболочку. Горизонтальные вытянутые окна обеспечивают равномерное освещение и хорошую вентиляцию.

Вилла Савой планировалась как загородный дом для отдыха, она стоит на лужайке, окруженной деревьями. Здание производит впечатление замкнутой структуры, чем-то похожей на арабский дом — риад, где вся жизнь протекает во внутреннем дворике. Снаружи оно выглядит относительно просто и не дает представления о внутренней структуре. Зато интерьер полон цвета и контрастирует с белыми наружными стенами. Архитектор не скрывает несущие конструкции: они ненавязчиво проглядывают в разных частях интерьера — то в камине, то в перегородке. Обитатели и посетители дома не могут не заметить таких деталей, и подобный прием позволяет глубже почувствовать целостность здания, понять его структуру. Внутри здания для удобства перехода с этажа на этаж есть не только лестницы, но и пандусы.

Вилла Савой — прекрасный пример «машины для жилья»: именно так понимал здания великий зодчий.

В нем много приспособлений, облегчающих жизнь обитателям. Конечно, сегодня, в эпоху интеллектуальных домов, они уже не удивляют, но в свое время это был подлинный прорыв.

Как это часто бывает с экспериментальными постройками, владельцы не оценили труд гения. Правда, у них для этого был веский повод — плоская кровля стала протекать.

В итоге вместо дополнительных удобств хозяева получили новые проблемы, что стало предметом судебного разбирательства, и в результате Ле Корбюзье пришлось заняться ремонтом. В это время началась Вторая мировая война, ремонт не был закончен, в ходе боев дом был разрушен, а после окончания войны восстановлен и превращен в музей. Вилла Савой — не единственный частный дом, построенный архитектором, но она стала воплощением его принципов и одной из самых знаменитых построек.

Воплощение тех же идей в многоквартирном доме — это 12-этажный «Лучистый город» (Ситэ радие) в Марселе, построенный в 1952 году. При создании «жилой единицы» здесь соблюдались те же принципы комфорта и свободы планировки. Дом в самом деле целый город: в нем есть все, что нужно для жизни: магазин, медпункт, отель, спортзал, учебные заведения и даже отель. На крыше устроены плавательный бассейн и терраса для отдыха жителей. Думается, что только бетонные конструкции позволяют столь вольно возносить на высоту почти полусотни метров многотонную водяную чашу. Фактура бетонной поверхности здания нарочито груба.

К тому времени, когда появилась вилла Савой, знаменитый американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт с другой стороны Атлантики уже построил множество частных домов. Облицованный натуральным камнем и благодаря этому растворяющийся в окружающем ландшафте «Дом у водопада» построен из железобетона, что заметно по большим выносам балконов и козырьков.

В плане оригинального использования бетона интересны калифорнийские особняки архитектора.

Какие ассоциации вызывает словосочетание «бетонный блок»? Перед глазами встают унылые безликие кварталы многоэтажек, которые, кажется, почти одинаковые во всех странах, или «кирпичи» из ячеистого бетона. В любом случае первая ассоциация: доступные по цене материалы без изыска. Но и бетонные блоки могут быть на редкость хороши, если их делает гений.

Четыре особняка (Миллард-хаус, Сторер-хаус, Фриман-хаус и Эннис-хаус), построенные в 1923–1924 годах из так называемых «текстильных блоков» в окрестностях Лос-Анджелеса, образуют не менее любопытный цикл зданий, чем «дома прерий». Небольшие кубические блоки из бетона отлиты по проекту Райта прямо на строительной площадке. Большинство блоков — кубы с гладкими стенками, но есть и с объемным узором, этакие кирпичи-барельефы. Особенно изысканны блоки со сквозной перфорацией, внутри некоторых заключено стекло.

Сами здания, как и рисунок блоков, напоминают постройки индейцев майя. Все блоки полые внутри, что обеспечивает зданию хорошую теплоизоляцию, которая весьма актуальна в знойном калифорнийском климате. Блоки укладывались так, что цементные прослойки между ними были скрыты, поэтому стена производила монументальное впечатление. Дополнительно они скреплялись стальными балками, пронизывающими крайние ряды, как бусины. Получалась свое-образная трактовка арматуры. Цвет блоков не цементно-серый, а желтоватый, поэтому они кажутся вырезанными из песчаника.

Сегодняшний день

Разумеется, не могли пройти мимо бетона деконструкторы. Фрэнк Гери, Эрик Оуэн Мосс, Заха Хадид, Даниель Либескинд, Стивен Холл и многие другие именно из бетона со­оружают свои фантастические и шокирующие конструкции. Нет, без сомнения, металл, дерево и все остальное тоже широко используется, но создавать из бетона фантастические абстрактные и биоморфные здания проще всего. А потом уже можно обшить их металлом, покрыть кирпичом, завесить стеклом или просто оштукатурить. Применение бетона для строительства общественных зданий вполне понятно, но в качественных постройках традиционной архитектуры возможности этого материала не столь впечатляют. Обычно бетон стараются спрятать: под плиткой, штукатуркой или иным способом. Но он и при минимуме обработки может быть очень красив. Построенное Стивеном Холлом Киасма здание Музея современного искусства в Хельсинки — бетонное и снаружи отделано стеклом и металлом. Изысканные формы, винтовая лестница (которая явно отсылает к постройкам Ле Корбюзье), придающие помещению готическое настроение изогнутые стены внутри, в отличие от внешней оболочки здания, они отделаны предельно просто — покрашены в белый цвет, даже не оштукатурены, поэтому прекрасно видна фактура деревянной опалубки. Подобные «штучки» архитекторы очень любят. Ведь получается не просто экономия на материалах и отделке, а интересный и разнообразный декор.

Хотя после войны в том же «Лучистом городе» Ле Корбюзье сэкономил средства за счет простоты отделки. Кроме того, грубая фактура бетона придает поверхностям еще большую массивность. Существует архитектурное течение — брутализм, истоки которого легко угадываются в проектах все того же Ле Корбюзье.

Без «голого» бетона не обходится, кажется, ни один проект Захи Хадид — единственной женщины, которой удалось сегодня потеснить мужчин в плеяде архитектурных звезд. Лыжный трамплин и станции фуникулера в Инсбруке, музеи в Вольфсбурге и Цинциннати, мост-павильон в Сарагосе, завод «БМВ» в Лейпциге и первая значительная постройка архитектора — пожарная станция Витра в городе Вайль-на-Рейне — все эти постройки созданы с активным использованием бетона, поверхность которого, со всеми следами строительства, не маскируется, а, наоборот, открыто демонстрируется.

Особняки из бетона строятся и по сей день, разумеется, отнюдь не в бюджетном сегменте. Оригинальная постройка, объединяющая возможности монолитного бетона с традициями деревянного зодчества, появилась в 2006 году.

«Дом-ракушка» в Эспоо, пригороде Хельсинки, спроектирован архитектором Олави Копоненом. Здание представляет собой спиральную структуру, «обвившуюся» вокруг очага. Собственно, названием дом обязан своей форме. Бетонная основа видна только около печи, а в остальном доме она тщательно спрятана под слоем дерева: пол покрыт досками, а стены и потолок — гонтом. И интерьер, и экстерьер дома закрыты деревянной «чешуей»: снаружи гонт толстый, сделанный из лиственницы, устойчивой к непогоде, а внутри отделан тонкими осиновыми дощечками, более мягкими и нежными на вид.

Строительство дома из монолитного железобетона — это лучший способ получить яркое и самобытное жилище. При условии, что его спроектирует талантливый архитектор, а возведут ответственные строители. И если удастся подобрать профессиональную команду, остается только ей не мешать. А главное — не бояться получить нестандартный результат.

Виктор ТРОПЧЕНКО

 

Авторизация



Услуги и товары